понедельник, 16 сентября 2019 г.

Бронеавтомобиль Sd.Kfz.13

  После сокрушительного поражения в Первой мировой, Германии запрещалось иметь любую бронетехнику кроме легких бронеавтомобилей в полицейских частях. Однако Германии удалось протолкнуть ряд послаблений на  Булонской конференции 1920 года. В частности Рейхсверу разрешили иметь 105 бронетранспортеров без вооружения в Рейхсвере и 150 легковооруженных бронеавтомобилей, разрешили иметь в полиции. 
   Начались разработки бронеавтомобилей. Одни экземпляры были неуклюжи и совершенно не годились для движения по бездорожью, другие перспективные модели были слишком дороги для ослабленного репатриациями бюджета Германии. В поисках лучшего решения, руководство рейхсвера не останавливалось. Так в 1932 году по распоряжению военного руководства страны был спроектирован простенький бронеавтомобиль. Немцы пошли довольно стандартным путем, выбрав в качестве базы наиболее подходящий коммерческий автомобиль и снабдили его бронированным корпусом. В качестве базы для Sd.Kfz.13 был выбран Adler 3gd.


Армейский автомобиль Adler 3 gd

  На шасси смонтировали восьмиугольный бронированный кузов из 8 мм брони, открытый сверху, а днище усилили 5 мм броней. Для самообороны, практически по центру кузова установили пулемет MG-13 за бронированным щитком. Экипаж состоял из двух человек. Командир машины и он же пулеметчик и водитель. Броня, расположенная под небольшими углами, защищала от пуль винтовочного калибра. Радиостанции на Sd.Kfz.13 не было. Для связи с командованием использовались флажки и сигнальные ракеты. Мощность двигателя Adler 6S варьировалась в зависимости от подтипа, но в самом мощном исполнении не превышала 60 л.с. Эта мощность позволяла разогнать заднеприводный бронеавтомобиль до 70 км/ч по шоссе. В машине так же располагалось личное оружие экипажа, 1000 патронов к пулемету, ракетница. Всего с 1933 года по 1935 год немецкая промышленность передала Рейхсверу 147 машин Sd.Kfz.13 и 40 Sd.Kfz.14. Модификация 14 отличалась от описываемой мной Sd.Kfz.13 только тем что вместо пулемета (для него просто не оставалось места) устанавливалась коротковолновая рация cо складной рамочной антенной. В Википедии пишут что радиостанция ставилась Fu-9 SE , но я не нашел сведений о таком типе радиостанции. Экипаж увеличился до трех человек - впихнули радиста.



Один и тот же броневик Sd.Kfz.13 с двух ракурсов

  Бронеавтомобиль был не лучше и не хуже большинства бронеавтомобилей того времени. Да, были более совершенные, более защищенные бронеавтомобили. Но в целом Sd.Kfz.13 вполне удовлетворял требованиям разведывательного автомобиля Рейхсвера. Немецкие солдаты, однако презрительно называли его "корытом"(по-немецки "Bodenwanne"). Тем не менее этот экземпляр стал учебной партой для многих солдат и офицеров Вермахта. Sd.Kfz.13 и Sd.Kfz. 14 поступали изначально на вооружение разведывательных подразделений и пулеметных рот кавалерийских дивизий. Позже они передавались в моторизированные и танковые дивизии для ведения разведки. Во время Второй мировой, Вермахт использовал оба типа броневика во время блицкригов в Польше, Франции. А некоторые смогли поучаствовать и в "Барбароссе" - нападении на СССР. Боевая ценность броневика к этому времени приблизилась к нулю. Поэтому уцелевшие бронеавтомобили передали в полицейские части. С партизанами, имевшими на вооружении в основном легкое стрелковое оружие эти машины еще могли бороться. Часть машин пережила войну, но до нашего времени не дошло ни одного оригинального экземпляра. Однако есть некоторое количество реплик с использованием оригинальных частей. 


Польская реплика Sd.Kfz.13 с неправильно выведенной выхлопной трубой





труба не выходит направо


Чертеж


Жалюзи охлаждения двигателя

Использование флажковой связи в разведке

Sd.Kfz.13 в России


Sd.Kfz.13 и Sd.Kfz.14 во время смотра

 Поскольку бронеавтомобиль несложный, многие производители обратили свое внимание на него. Так в масштабе 1/35 он выпускается китайским Bronco. А в 1/72 он выпускается аж тремя фирмами! Так например, из польских производителей выпуск "Bodenwanne" два производителя, это - RPM и First to fight. Украинская ACE и китайский S-Model также выпустили свои версии. И вот мне достался как-то в подарок как раз украинский набор.


Бокс-арт модели


 Надо сказать, что модели от ACE оставляют у меня двоякие ощущения. С одной стороны они довольно аутентичны оригиналу, очень много моделей оригинальной техники, а с другой допускаются иногда такие "ляпы" которые просто заставляют задуматься о покупке моделей этого производителя. Если добавить сюда нестыковки деталей вызванные несовершенством литья под низким давлением, станет понятно, что сборные модели этого производителя не для новичка. Если честно, я не очень люблю модели с полуоткрытым кузовом. Связано это с тем, что производитель обычно не утруждает себя изучением и изготовлением деталей интерьера, и, для того что б модель смотрелась моделью, приходится искать информацию о внутреннем убранстве самостоятельно, а потом самостоятельно воспроизводить его. В данном случае АСЕ не стала исключением. Обычно найти фото интерьера в одном месте невозможно и приходится собирать информацию по крупицам. Но в данном случае мне повезло. Я нашел чудесный польский сайт. Ребята видно действительно реконструкторы, провели большую работу в архивах и на их сайте можно найти кучу полезной информации по этому представителю Вермахта. Вот некоторые фото интерьера. 
Вид сверху

Вид в корму

Правая сторона

Приборная панель

Понятно что воспроизведение всех элементов заняло бы очень много времени, поэтому я воспроизвел только некоторые их них. Делать модель в немецком сером мне показалось скучным и поэтому я выбрал окраску по мотивам Рейхсвера. Доработать пришлось довольно много 
- изготовил пружины на двери
- сделал педали водителя
- добавил ящиков для амуниции внутри салона
- изготовил щиток пулемета из жести
- заменил ствол пулемета, взяв его из набора немецких парашютистов (в наборе MG34, но его ствол практически не отличается от MG13) выскоблил углубление в стволе
- изготовил габаритные "усы"
- сделал зеркало заднего вида
- сымитировал дугу поискового прожектора
- установил прожектор "Эльф"
- упаковал запаску в "брезент" из салфетки
- ручку наружного ящика сделал из проволоки
- высверлил глушитель
- сделал имитацию сварки по корпусу
- держатель номера сзади
Ну и вот что у меня получилось в итоге















    

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Тяжелый танк Т-35 (№5061 от "Звезды" 1/72)

  Многобашенные танки межвоенного периода - интереснейшая темя для коллекционера и моделиста. Именно поэтому отечественный производитель &qu...